|
||||
|
Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организациейУправленческое решение – это результат осуществления каких– либо действий в отношении проблемы. Так как управленческое решения – это определенный результат, то любая управленческая деятельность основывается на нахождении таких методов, средств и инструментов, которые бы способствовали достижению наилучшего результата в конкретных ситуациях. Управленческие решения различаются по следующим классификационным признакам: • характеру воздействия на объект управления: • на политические; • экономические; • технические; • количеству участников, принимающих решение: • определяющие – решения, принимаемые одним участником; • конкурентные – решения принимаются двумя и более участниками; • адаптирующие – решения, которые принимает один или несколько участников с учетом факторов внешней среды; • с точки зрения неопределенности; • стандартные – решения, для принятия которых имеется закрепленный набор альтернатив; • бинарные – решения, ответами которых являются стандартные «да» или «нет»; • альтернативные – решения, которые принимаются на основе имеющегося большого выбора альтернатив; • инновационные – решения, для принятия которых нет приемлемых альтернатив; • технологии разработки решений: • организационные – решения, касающиеся руководителей в соответствии с их должностными инструкциями, которые им необходимо принять; • запрограммированные – решения, которые однозначно предопределены ситуацией и которые уже имеют алгоритм решения; • запрограммированные – решения, которые принимаются в новых неопределенных ситуациях, алгоритм которых неизвестен; • характеру целей и длительности действий: • стратегические – решения, касающиеся главной цели и способов ее достижения. Из этого следует, что они рассчитаны на длительный отрезок времени и, как правило, связаны со значительными преобразованиями организации (обновление технологий, пересмотр главных целей и т. д.); • тактические – решения, которые разрабатываются для реализации стратегических решений и представляют собой конкретные способы их достижения, процесс реализации не превышает одного года; • оперативные – разрабатываются для реализации тактических решений, процесс реализации которых не превышает месяца; • основаниям: • интуитивные – решения, которые принимаются менеджерами на основе их интуиции («шестое чувство») – бессознательного предположения о том, что данный выбор является правильным. Такие решения принимаются в крайних случаях, когда нет ни времени, ни информации для их принятия; • основанные на суждениях – решения, которые принимаются на основе имеющихся знаний и накопленного опыта. Выбор вариантов альтернативных вариантов решения по проблеме осуществляется на основе сходных ситуаций, которые ранее имели место; • рациональные – обосновываются научным анализом исследуемой проблемы и альтернативных вариантов решения; • степени охвата системы управления. • общие – касаются системы управления в целом и принимаются в отношении ее жизненно важных сторон деятельности; • частные – затрагивают некоторые стороны деятельности системы управления; • локальные – принимаются в отношении отдельного элемента системы управления. Проблема – вопрос, который необходимо решить лицу, принимающему решение (ЛПР), который возникает вследствие неудовлетворенности чем-либо. Состояние неудовлетворенности может возникнуть как во внешнем окружении, так и во внутренней структуре. Цель – это желаемый результат, к которому ЛПР хочет прийти. Достижение цели приведет к разрешению проблемы. Для быстрого и эффективного достижения цели она разбивается на подцели, которые, в свою очередь, членятся на задачи для каждого подразделения. Для решения задач, назначенных для подразделений, разрабатывается операция – совокупность методов, приемов, необходимых для достижения поставленной цели. Решение – план устранения проблемы. Управленческое решение представляет собой процесс, включающий стадии: • подготовки управленческого решения,состоящей: • из выявления и формирования проблем, которые необходимо разрешить; • сбора и обработки информации по данной проблеме; • анализа ситуации, сложившейся вокруг данной проблемы; • принятия решения,заключающегося: • в разработке возможных решений; • их оценке; • определении направлений действий; • определении критериев, по которым будет отобрано оптимальное решение; • выборе на основе предыдущих процедур оптимального решения; • реализации решений, в ходе которой: • принятое решение доводится до исполнителей; • производится контроль по ходу его исполнения; • вносятся необходимые коррективы в зависимости от ситуации. После реализации выбранного решения происходит оценка результата принятого и реализованного управленческого решения. Результаты могут быть выражены в виде следующих выводов: • проблема устранена полностью и ее разрешение не вызвало каких-то видимых отрицательных последствий; • проблема устранена частично, но также не наблюдается отрицательных последствий; • проблема устранена частично и при ее разрешении возникли некоторые новые затруднения; • проблема не устранена, а реализация решения по ее устранению вызвала возникновение новых, значительных проблем. Разработка управленческих решений осуществляется на 3 уровнях: • концептуальном, на котором происходит: • оценка деятельности всей организации на основе общей информации по существующей проблеме (источники ее появления, содержание, пути развития и т. д.); • разработка направлений для ее устранения на основе научных и эвристических методов; • определение задач деятельности подразделений для разрешения возникшей проблемы; • операциональном. на котором осуществляется планирование операции по достижению установленных целей: • строится модель операции; • определяются факторы, влияющие на нее (на операцию влияют 2 вида факторов: субъективные (определяются характеристиками личности ЛПР: опыт, образование, целенаправленность, характер, упорство, устойчивость стрессам и т. д.) и объективные (не зависят от личности, характеристики ситуации, которая складывается вокруг ЛПР). Информация, используемая на данном уровне, более подробная и касается технологии проведения операции и лиц, осуществляющих исполнение данных операций. При планировании операций используются способы и технологии для разработки решений по достижению целей, поставленных на предыдущем этапе); • составляются возможные варианты, среди которых выбирается наилучший для достижения цели; • элементном, на котором разрабатываются детали реализации решения: • подбираются исполнители поставленных задач: • выбираются технологические приемы, которые обеспечат наиболее выгодное решение поставленной задачи; • планируются иные детали. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|