|
||||
|
Лекция 2. Понятие, свойства и виды системСистема – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели. Свойства системы могут быть условно разделены: • на свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение: • целостность – система представляет собой организационное сложное целое; • делимость – система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы; • множественность – каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей); • целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели; • свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы: • гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство; • гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов; • самоорганизованность – самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться; • иерархичность – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии; • централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии; • эмерджентность – свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов. Системы можно классифицировать: ? по способу образования: • естественные – системы, созданные природой без вмешательства человека; • искусственные – системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей; ? сущности: • космические; • биологические; • технические; • социальные; • экономические; • экологические; • политические и др.; ? отношению к целевому назначению: • целенаправленные – системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей; • целеустремленные – поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов; ? наличию центрального ведущего элемента: • централизованные – системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль; • децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами; ? размеру. • малые (включают менее 30 элементов); • средние (включают до 300 элементов); • большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие); ? степени сложности: • простые – системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем; • сложные – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми; ? отношению к изменениям во времени: • относительно статичные – системы, имеющие одно возможное и заданное состояние; • динамичные (изменяются с течением времени); ? продолжительности функционирования: • краткосрочные; • среднесрочные; • долгосрочные; • специализации: • специализированные – системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги; • комплексные – выполняют все функции при производстве продукции; • предсказуемости поведения: • детерминированные – результаты деятельности, которые могут быть предсказаны; • стохастические – результаты деятельности, которые определены вероятностью; ? взаимодействию с внешней средой: • изолированные – при функционировании не имеют связей с внешней средой; • закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство); • открытые – взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|