|
||||
|
Лекция 27. Интервью как устная форма опросаИнтервью – устная форма опроса, в основе которой лежит непосредственный или опосредованный контакт интервьюера с респондентом. Непосредственный контакт осуществляется при помощи личного интервью («с глазу на глаз»), а опосредованный контакт производится при помощи телефона или компьютера. Данный метод строится по принципу беседы исследователя с респондентом для получения ответов на интересующие исследователя вопросы. Респондент высказывает свое мнение по спрашиваемым вопросам. Ответы должны даваться быстро и качественно. Интервью можно разделить по следующим классификационным признакам: • по месту проведения: • месту работы, учебы – интервью, проводящиеся в каком-либо служебном помещении, целью которых является изучение производственных или учебных групп, проблем их функционирования, причин их возникновения и т. д.; • месту жительства – интервью, проводимые в неофициальной обстановке, на ответы которых не влияют производственные или учебные связи; • форме. • формализованное – опрос осуществляется по заранее разработанным вопросам, формулировку и последовательность которых интервьюер должен обязательно учитывать; • фокусированное – опрос, характеризуемый не такой строгостью проведения интервью, как предыдущий. Вопросы заготавливаются заранее, но порядок и формулировка их могут варьироваться. Главное условие данного интервью – получить информацию по каждому заготовленному вопросу. В процессе данного интервью собираются мнения и оценки по конкретной исследуемой ситуации, респонденты заранее ознакомляются с предметом исследования; • свободное – менее формализованное интервью, для проведения которого не разрабатывается детализированный вопросник, а набрасывается лишь общий план интервью. Данный вид интервью характеризуется более откровенной и доверительной атмосферой, в которой должны отсутствовать помехи, беседа должна вестись непринужденным образом, интересы респондента должны соблюдаться. При проведении свободного интервью необходимо соблюдать правила: никаких критических замечаний респонденту, ведение записей по ходу интервью только с разрешения интервьюируемого, продолжительность интервью в среднем составляет 2 – 3 часа; • способу контакта: • личное – проводимое при непосредственном контакте интервьюера с респондентом; • опосредованное – для осуществления которого интервьюер прибегает к помощи телефона или компьютера. В данном виде интервью выделяют: – традиционное телефонное – характеризуется низкой стоимостью, возможностью охватить большее число респондентов, обеспечить высокий уровень репрезентативности, возможность проведения за относительно короткий период времени. Методу присущи следующие недостатки: невозможность что-либо показать респонденту, невозможность получить личное впечатление от встречи с респондентами, трудность получения пространных ответов на большое число вопросов, так как терпение респондента может иссякнуть. Кроме того, трудно проверить качество проведенного интервью и установить, все ли запланированные к опросу респонденты в реальности были им охвачены; – телефонное интервью из специально оборудованного помещения, при проведении которого работают несколько интервьюеров, к телефонам которых могут подсоединяться контролеры; – телефонное интервью с помощью компьютера, который осуществляет автоматический набор телефонных номеров респондентов, далее на мониторе появляется вступительный текст, а затем – последовательно задаваемые вопросы с возможными вариантами ответов. Интервьюер зачитывает респонденту вопросы и с помощью кода фиксирует названный вариант ответа. Важную роль при проведении интервью играет непосредственно интервьюер. В США в качестве интервьюера предпочитают женщин. Выбор интервьюера осуществляется при помощи тестов. Желательно, чтобы интервьюер был социологом. В процессе проведения интервью на респондентов влияют: • личные характеристики интервьюера: пол, возраст, национальность, профессия, уровень образования, культура, умение слушать и т. д. Влияние пола и возраста интервьюера осуществляется: • между мужчинами, как правило, чаще складываются неофициальные отношения, чем между женщинами; • мужчины-интервьюеры предпочитают работать с мужчинами, женщины склонны интервьюировать респондентов обоего пола; • мужчины-интервьюеры более критичны к своим собеседникам, чем женщины; • разница в поле проводящего опрос и респондента может вызвать скованность у опрашиваемых; • значительная возрастная разница между интервьюером и опрашиваемым отрицательно сказывается на результатах; • внешние характеристики интервьюера: • фигура; • опрятность; • одежда; • прическа; • речь; • стиль общения; • поведение; • реакция на ответы респондента и т. д. Интервьюирование имеет следующие достоинства: • респондент не может быть подменен другим, а именно: интервьюирование осуществляется посредством контакта, который создает уверенность в том, что на ответы отвечает личность, которая была изначально выбрана для этого; • для проведения интервью необязательно заранее детально разрабатывать вопросы, так как оно может осуществляться как в формализованной, так и свободной форме; • гарантируется получение ответов на все вопросы и серьезное отношение респондента к опросу посредством осуществления личного контакта интервьюера с респондентом; • интервьюирование осуществляется для небольшого числа опрашиваемых; • надежность получаемых данных; • у респондентов при опросе фиксируются как вербальные ответы, так и невербальные реакции, возникающие в процессе ответов; • в процессе анкетирования могут быть уточнены противоречия. Интервьюированию присущи следующие недостатки: • малая оперативность; • временные и материальные затраты; • использование большого количества интервьюеров; • сложность поиска интервьюеров, так как интервьюеры должны быть квалифицированными специалистами; • возможность прерывания интервью; • невозможность проверки степени и характера влияния интервьюера на респондента; • сложность обработки полученных данных. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|