|
||||
|
Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследованияНаблюдение – метод исследования посредством сбора информации об исследуемом объекте, который осуществляется путем наблюдения за выбранным объектом исследования. При его проведении исследователь должен пользоваться такими чувственными способностями, как ощущение, восприятие и представление. Результатами использования данного метода являются знания о внешних и внутренних свойствах и характеристиках объекта исследования. Используя данный метод получения информации, исследователь приобретает: • информацию для построения гипотез; • информацию для проверки данных, полученных другими методами; • дополнительные сведения об изучаемом объекте. Наблюдения классифицируются: • по основанию наблюдения исследователя за объектом изучения: • на прямое наблюдение – непосредственное наблюдение за поведением, например рабочих в процессе производства продукции. Недостатком проведения данного вида исследования является изучение объекта только в определенных условиях. В результате этого полученные частичные данные могут не соответствовать характеристикам этого объекта в целом. Присутствие наблюдателя может также повлиять на результаты наблюдения; • косвенное – наблюдение, осуществляемое посредством изучения результатов поведение, например изучение данных о производительности труда каждого работника, на основе которых можно сделать вывод, какой работник производит больше в процессе труда; • степени информированности объекта исследования о наблюдении: • открытое – наблюдение, в процессе проведения которого объект исследования знает, что за ним происходит наблюдение; • скрытое – наблюдение, при котором объект исследования не знает о проводимом наблюдении; • уровню формализации данного метода исследования: • структуризованное – наблюдение, проводимое по заранее разработанному детальному плану, в котором может определяться, например, объект исследования, место проведения наблюдения, необходимое время для проведения наблюдения; • неструктуризованное – наблюдение, строящееся на основе общих понятий о проводимом исследовании. В процессе его проведения фиксируются все виды поведения объекта исследования; • условиям проведения: • полевое – наблюдение, проводимые над объектом исследования в естественных условиях его функционирования; • лабораторное – наблюдение, проводимое над объектом исследования, помещенным в искусственно созданные условия, ситуации. При проведении наблюдения его разбивают на следующие этапы: • определяется цель проведения наблюдения, объект и предмет наблюдения; • собирается необходимый материал для проведения наблюдения; • определяется способ наблюдения; • проводится наблюдение, которое способствует получению необходимых данных. При проведении наблюдения необходимо руководствоваться следующими правилами: • элементы событий, подлежащих наблюдению, должны быть классифицированы максимально дробно; • один и тот же элемент наблюдается в разных ситуациях: стандартных, конфликтных и т. п.; • различают и регистрируют содержание и форму наблюдаемых событий, их количественные характеристики (интенсивность, регулярность и т. п.); • описание событий не смешивают с интерпретацией. Выделяют 2 вида трудностей проведения наблюдения: • субъективные – трудности, связанные с личностью наблюдателя. Они возникают из-за влияния на результаты исследования ценностей наблюдателя, его эмоционального состояния, имеющегося опыта, сложившихся предпочтений наблюдателя; • объективные – трудности, появляющиеся в процессе наблюдения, не зависящие от наблюдателя. Они могут возникать из-за недостатка временного ресурса, невозможности наблюдения некоторые факторов. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|