• Думай масштабно, действуй локально. Городской справочный сайт
  • Расширяй свою политику в мировом масштабе, но сохраняй местный привкус
  • Заимствуй лучшие идеи, ищи новые способы установления отношений, сохраняй установленные связи
  • Вкладывай деньги в успех и никогда не оглядывайся
  • Yahoo! Europe
  • Yahoo! Korea
  • Yahoo! China
  • Анализ рынка в реальном времени
  • Создавай или покупай
  • Мысли по поводу создания интернет-сообществ
  • Глава 3

    Как разбить глобальное интернет-сообщество на локальные группы

    Разделение пользователей Интернета на локальные сообщества является ключевым пунктом в стратегии построения портала. Подобная стратегия помогает приобретать новых пользователей, удерживать их на сайтах и сохранять верность потребителей. Пока, конечно, Интернет – это не место для чрезмерной концентрации рекламных объявлений. Но, определенно, торговцам имеет смысл задуматься о демографическом составе будущих потребителей их товаров и услуг (Newsbytes News Network, 19 августа 1999 года). Компания Yahoo! видит потребителя в глобальном масштабе, но при этом различает группы пользователей по интересам.

    Думай масштабно, действуй локально.

    Городской справочный сайт

    Основным пунктом политики компании Yahoo! в области завоевания пользователей было создание локальных сайтов, первый из которых назывался Yahoo!SanFranciscoBay и был создан в июне 1996 года. Как и другие подобные сайты, которые возникли впоследствии, сайт в Сан-Франциско включал все из местных справочников по десяти категориям: бизнес, образование, рабочая занятость, отдых, развлечения, путешествия, а также информация туристских фирм, спорт, направления дорожного движения, «желтые страницы», новости и онлайн-новости. Подобный принцип городского справочного сайта был распространен и на другие крупные районы. Сначала Лос-Анджелес, затем Нью-Йорк и далее Атланта, Бостон, Чикаго и Вашингтон. Затем Yahoo! создала местные сайты во всех 50 штатах.

    Расширяй свою политику в мировом масштабе, но сохраняй местный привкус

    Выход на мировой рынок был закономерной перспективой компании Yahoo! и это решение принесло им немалый доход – сотни миллионов долларов. Одним из первых инвесторов в международное развитие, не считая Sequoia Partners, был Softbank – крупная компания по производству программного обеспечения – под руководством бизнесмена международного уровня Масайоши Сона, который в 1995 году как раз приобрел компанию Ziff Davis.

    Масайоши Сон провел много лет в Сан-Франциско, ходил в школу при Калифорнийском университете в Беркли, изучал компьютеры и сделал свой первый миллион, продав электронный переводчик в Sharp Corporation и импортируя в США видеоигры. Затем он вернулся в Японию, чтобы создать Softbank. Он, конечно, поступил не по правилам, когда в начале 1995-го совершил покупку компании Comdex без разрешения главного инвестора Industrial Bank of Japan. Последовало падение, и оно было бы катастрофическим, если бы не внезапная поддержка от Nomura Securities. Под давлением японского Министерства иностранных дел Сон получил необходимые ему средства. Затравленный японской прессой, фактически отвергнутый японским деловым миром, Сон перенес свою финансовую деятельность на Западное побережье Америки, что, вероятно, сделало его еще более открытым новым идеям.

    Сразу после покупки в 1995 году Ziff Davis publications Сон встретился с ее председателем Эриком Хиппо. Во время встречи Сон попросил его назвать имя интернет-компании, в которую он хотел бы инвестировать деньги. Хиппо назвал Yahoo!. Сон немедленно связался с этой молодой компанией, которой исполнился едва ли год и в которой тогда были проблемы с персоналом и деньгами (не столь уж большие по меркам Интернета).

    После некоторых препирательств между Соном и очень неохотно идущей на контакт Yahoo! (руководство компании опасалось, что Сон превратит их в фирму в японском стиле) Масайоши Сон наконец убедил руководство принять 100 миллионов долларов, которые он ассигновал для инвестирования интернет-бизнеса, в котором, по его мнению, «он просто обязан был принять участие». Как сообщала Washington Pоst, либо Сон будет работать с Yahoo! либо он самостоятельно создаст подобную компанию (Washington Post, 9 мая 1999 года).

    Мудрость победила, и Yahoo! согласилась продать компании Softbank треть доли своего бизнеса.

    Если вы прочитаете главу о Тиме Кугле в книге Чарльза Сигизмунда «Чемпионы Силиконовой долины» (Charles G. Sigismund. Champions of Silicon Valley, Wiley, 2000), вы получите всестороннее и очень правдоподобное описание того, как происходили события. Кугл разговаривал с Масайоши много раз с осени 1997-го по весну 1998 года, в тот период, когда Yahoo! уже вступила в союз как с Ziff, так и с Reuters, и настоящая ценность Yahoo! все время росла. Кугл стремился создать ситуацию «стратегического партнерства», чтобы определить области, куда партнеры будут вкладывать инвестиции. Это было очень важно, поскольку компания не имела намерения конкурировать с уже достигшими успеха провайдерами. В воздухе попахивало паранойей, с которой Кугл пытался справиться, укрепляя связи и с главой Reuters, и с Масайоши Соном, и с Эриком Хиппо из Ziff Davis. Больше всего Yahoo! была озабочена своим ростом и увеличением активов, чтобы не быть поглощенной очередным «партнером» с большим карманом. Кугл чувствовал, что имеет большой смысл выйти на рынок за пределы Соединенных Штатов. Риск был очень серьезен, поскольку компания была действительно недостаточно крупной, но рискнуть стоило. Если дела будут развиваться успешно, то, выйдя на рынок в первых рядах, Yahoo! создаст высокий барьер между собой и любыми последователями и займет устойчивое место на международном рынке как первооткрыватель.

    Вскоре Yahoo! начала экспансию на международный рынок. Документы компании подтверждают, что в 1996 году была создана структура Yahoo! Japan Comporation (образована компанией Softbank, владеющей 36 % Yahoo!), чтобы распространить японскую версию интернет-справочника Yahoo!InternetGuide, развивать онлайн-услуги в Японии и руководить всем родственным бизнесом. Yahoo! в Японии была запущена 1 апреля 1996 года, и ни Yahoo! ни Softbank с тех пор не имели повода сожалеть об этом.

    Партнерство с Ziff и Softbank послужило ключом к мировому распространению Yahoo! сначала в Японии, потом в Европе и Соединенных Штатах. По словам Кугла, «мы сели с Соном, и я сказал: „Вы знаете, мы хотим, чтобы вы, как инвестор, помогали нам развивать компанию, но подлинные деловые связи предполагают приложение совместных усилий для получения результата на международном рынке“». Также, добавил он, «в партнерстве с Softbank мы можем использовать вашу инфраструктуру и вместе с ней продвигаться в другие части мира, нам не нужно отдельно тратиться на это. Мы будем вкладывать деньги в привлечение пользователей, которые действительно составляют для нас ценность с первого дня» (Champions of Silicon Valley, p. 123).

    Yahoo! Japan имела постоянный успех, став самым популярным сайтом в Японии, и уже на второй месяц своей работы стала прибыльной.

    В июне 2000 года Жан-Паскаль Ролан, аналитик, возглавляющий исследовательский центр в BNP Paribas Group в Токио, сообщил репортеру Бену Белсону из Business Week: «Yahoo! Japan просто смела местных конкурентов, таких как Sony's Sonet и телефонного гиганта Nippon Telegraph and Telephone's Goo». В дальнейшем Белсон заявил, что Yahoo! «уникальна в виртуальном мире».

    Пока запускаются другие международные сайты, Yahoo! Japan будет продолжать лидировать, имея в своем активе 85 % пользователей местной Сети, которые ежемесячно посещают сайт, и рост рекламного годового дохода, что составляет сильную конкуренцию сайтам Соединенных Штатов.

    Называйте это как хотите – проницательностью или просто удачей. При помощи отсылок на свои американские сайты со всех категорий портала Yahoo! Japan этот заокеанский сайт пользуется все большим вниманием со стороны англоязычных пользователей. Сумма первоначального инвестирования компании составила 729 тысяч долларов. Весной 2000 года Yahoo! Japan была первой японской компанией, чьи акции на рынке стоили свыше 100 миллионов иен.

    Заимствуй лучшие идеи, ищи новые способы установления отношений, сохраняй установленные связи

    Кроме быстрого продвижения на международном рынке, есть еще две причины, почему Yahoo! Japan опережает своих соперников. Первое – это то, что она поддерживает двустороннюю связь с Соединенными Штатами, получая все, что компании необходимо, с сайтов США в обмен на три процента годового дохода. Второе, и существенно важное, – это щедрость компании Softbank (теперь владельца 51 % компании Yahoo! Japan), которая снабдила Yahoo! как составом страниц, так и рекламным бизнесом из своего несметного числа веб-страниц. Поддерживая свой успех и вкладывая капиталы в развитие связей, Softbank создал поистине непобедимую комбинацию.

    Возможно, краеугольным камнем успеха Yahoo! Japan является тот факт, что адекватных японских версий не существует ни в AOL, ни в Microsoft.

    Yahoo! была достаточно проницательна, чтобы понять: ей необходимо первой занять нужное место, не допустив туда соперников.

    Вкладывай деньги в успех и никогда не оглядывайся

    Yahoo! Europe

    Обе компании и Softbank ясно понимали, как важно быть первым и иметь большую скорость продвижения. Чтобы расширить международный бизнес, они подписали соглашение 1 ноября 1996 года, создающее Yahoo! Europe, а затем создали отделения компании в Германии, Великобритании и Франции, чтобы управлять работой справочного Интернета компании Yahoo! в каждой стране.

    На этот раз в отличие от японского сайта Yahoo! направила все усилия на расширение сайтов. Не все вновь образованные сайты имеют то же содержание, что и американские. Например, во Франции правительство несколько лет препятствовало введению в практику раздела «аукционы».

    Мудрая политика оформления и информационного наполнения порталов способствовала развитию компании как на местном, так и международном уровнях. Подобный успех не раз повторялся и в других регионах.

    Yahoo! Korea

    В августе 1997 года Yahoo! подписала совместное соглашение между компанией Softbank и ее дочерними компаниями об образовании Yahoo! Korea, еще одной местной версии Интернета и обслуживания в режиме online.

    Yahoo! China

    Внедрение в азиатский регион – это продолжение ключевой стратегии компании по охвату всего мира. Но не во все регионы одинаково легко попасть. Хотя Джерри Янг не чужой в Азии – он родился на Тайване, его родители китайцы, – Китай долгое время не позволял иностранным инвесторам и провайдерам проникать в китайский Интернет. Однако теперь, после того как Китай открыл двери иностранцам для получения членства во Всемирной торговой организации, возможно, у Yahoo! есть перспектива увидеть в своем списке и китайский сайт. В мае 1998 года компания Yahoo! выпустила Yahoo!China, поисковую систему как на традиционном, так и упрощенном китайском языке по выбору, что даст возможность носителям тайваньского диалекта пользоваться Интернетом. В том же году в китайском Интернете появилась поисковая система AltaVista.

    Затем в сентябре 1999 года Yahoo! чуть-чуть приоткрыла еще одну дверь в Китай, организовав интернет-портал для материкового Китая в Гонконге. В дальнейших планах – проникновение в Пекин.

    Продвижение Yahoo! в Китай должно начаться с диалога с правительством. Как сказала вице-президент международной системы Yahoo! Хизер Киллен журналисту Dallas Morning News, «приходя в Китай, попытайтесь быть дружелюбными и почтительными» (Dallas Morning News, 22 ноября 1999 года). Другими причинами, почему Китай не идет навстречу, является отсутствие возможностей для электронных переговоров и «защита пользователя от вредных влияний», – как сказал Сян Сяобин, генеральный директор бюро телекоммуникаций Министерства информации Китая. Ключ к успеху, сообщил Сяобин группе международных бизнесменов, собравшихся для обсуждения, – это «внедрение положительного опыта» (Dallas Morning News, 22 ноября 1999 года).

    Yahoo! намеревается и дальше развивать свое международное продвижение. Как сообщил Джефф Маллет журналисту издания Minneapolis Star Tribune (30 мая 1999 года), через пять лет полмиллиарда людей будут пользоваться Интернетом online. Больше всего пользователей будет в США. Поэтому Yahoo! и другие ведущие веб-компании как можно быстрее охватывают Европу, Азию и Латинскую Америку.

    Брюс Классен, коммерческий эксперт, основатель A. T. Kearney, сказал недавно, что преимущество первого дает всего лишь 90 дней лидерства. Поэтому для таких лидеров, как Yahoo! другого выбора, кроме как твердо стоять на своих позициях, нет.

    Приблизительно за пять лет бизнес Yahoo! прошел путь от справочных сайтов в Интернете до поисковой системы и большой информационной компании, создав глобальную сеть со своим четким брэндом, привлекая и удерживая огромную аудиторию со всего мира, давая пользователям надежное, понятное место, куда можно прийти, решить свои проблемы и найти то, что нужно, где можно покупать вещи или поддерживать связь друг с другом.

    На сегодняшний день Yahoo! выросла, осуществив свои грандиозные планы. Но она также растет в глубину, как это называет Кугл, расширяя содержание сайтов, добавляя свежую информацию, новости и т. д.


    Четыре способа создать сетевое сообщество

    Создать сетевое сообщество – один из ключевых путей компании, имеющий целью увеличение числа пользователей, сохранение количества повторных посещений. Отсюда происходит название «stickiness» – «прилипание». Число постоянных пользователей может увеличиваться или уменьшаться за очень короткое время. «Прилипание» можно вычислить, поскольку оно означает среднее время, которое пользователь тратит на сайт. Это более значимая величина, чем просмотр страницы или единичные пользователи. Вот что говорит Тайгер Бафорд, бизнес-менеджер в Avery Dennison: «Успех сайтов Yahoo! состоит в том, что компания имеет не просто большое число пользователей, но таких пользователей, которые на сайте остаются. Обе эти характеристики важны для успеха». Почему? Потому что «большое число пользователей ничего не значит, если пользователь просто проскакивает через ваш сайт, чтобы попасть на другой. А „прилипание“ ничего не значит, если на ваш сайт заходит всего 10 человек в день». Бафорд перечисляет четыре важных элемента сообщества web-сайта.

    1. Опросные листы e-mail. Одна из трех разновидностей демократического типа общения, которая почти не требует технического обслуживания. Система действует автоматически, что позволяет каждому подписываться или нет. Любой подписавшийся может послать сообщение по единственному адресу e-mail, а оно автоматически будет переслано другим подписчикам в соответствии со специальным списком. Эти списки могут разрастаться подобно вирусу или умирать из-за отсутствия участников. Их существование зависит лишь от человеческого слова. Некоторые отправляют каждое сообщение, как только оно приходит. Другие собирают определенное число сообщений за какой-то период. Единственный минус – хаотичная природа этого способа. Кроме того, возникают трудности для ответа на предыдущее сообщение из-за временных поясов. Пример тому – судьба опроса на Yahoo! Finance. Поскольку корреляции по времени не было, сообщения со всего мира приходили на сайт вразнобой, и многие ценные мысли просто потерялись в куче бессмысленной информации, в которую обратился опрос.

    2. Доска объявлений. Во многом похожа на списки общений, только более организованна. Пользователи заходят на специальный веб-сайт, чтобы иметь доступ к доске объявлений. Каждое сообщение надстраивается над предыдущим: таким образом пользователи читают всю цепочку электронных сообщений в хронологическом порядке. Единственной помехой является необходимость регулярно заходить на сайт, чтобы поддерживать режим общения.

    3. Чаты. Здесь мы найдем живое обсуждение любых тем. Чаты стали настолько популярны, что пришлось подумать о введении протоколов наподобие правил порядка, чтобы хоть как-то урегулировать дискуссии. Некоторые чаты вызывают просто взрыв интереса, другие наоборот. Некоторые сетевые знаменитости или эксперты привлекают на сайты потоки людей. Существенной помехой чатов служит тот факт, что вам приходится иметь несколько человек в режиме онлайн и вовлекать их в переписку в одно и то же время. Многие только читают диалоги, не включаясь в обсуждение. Бафорд считает, что чаты – это наилучшее достижение для формирования сообществ. Тем не менее сам он предпочитает доску объявлений и дискуссионный список e-mail.

    4. E-mail-новости. Еще один способ создать поток пользователей – это высылать по списку подписавшихся новости. Чтобы получить новости, подписавшимся нужно сообщить свое имя, адрес, а иногда ответить на вопросы, имеющие мало отношения к сути подписки. Подобные новости обычно интерактивны – там встречаются линки на другие сайты, опросы читателей и обратная связь с издателем. Все это должно удерживать участников подписки, хотя этот метод – наименее интерактивный среди упомянутых выше. Yahoo! не имеет e-mail-новостей, но многие маркетинговые и информационные организации имеют (например, AT&T и MSN).

    Анализ рынка в реальном времени

    Сетевые лидеры создают электронные субкультуры, обращаясь к огромному размаху вкусов и интересов пользователей. Yahoo! использует рыночные исследования и другие ключевые стратегии для анализа результатов, которые должны помочь компании принимать правильные решения в создании интернет-сообщества. Существует рыночная стратегия электронного учета, который анализирует, что пользователь делает с момента, когда он попадает на сайт. Специальные счетчики сообщают компании, на каких сайтах бывает пользователь, как часто и сколько времени там проводит.

    Исследования рынка в Сети происходят сейчас более часто, чем когда-либо. Учитывая каждый «клик» компьютерной мыши, ведущие компании буквально измеряют температуру пациента-пользователя – в реальном времени. Кугл, описывая состояние компании Yahoo! сказал: «Жизненный цикл продукта у нас краток… мы можем убрать какой-нибудь продукт и уже вечером увидеть, нравится это пользователям или нет, и в соответствии с этим внести изменения» (Sigismund, p. 128). Yahoo! тщательно следит за потребителями на своих сайтах и затем выдает еще больше материалов. Компания собирает и использует информацию о том, чем занимаются массы пользователей, словно наблюдая за ними через окно – почти как в фильме «Шоу Трумэна». По этим материалам компания может сказать, на какой сайт пользователь намерен заглянуть. Таким образом, совершенно естественным способом компания строит планы по расширению своей работы.

    Чтобы как можно быстрее увеличивать рост количества пользователей, имеется опция, так называемая add-ons, для увеличения времени пребывания на сайте. Чем больше всевозможных ссылок имеется на сайте, тем дольше пользователь там остается. Добавляя как можно больше услуг и увеличивая содержание сайта, вы получаете возможность сохранять присутствие пользователя на сайте продолжительное время. Летом 1998 года Yahoo! в борьбе за численность пользователей организовала Yahoo!-клубы. Как рассказали представители компании, Yahoo!-клубы (опять же свободное обслуживание пользователей) создали «уникальный веб-адрес и постоянный коммуникативный центр для групп, желающих развивать связи с друзьями и теми, кто разделяет подобные интересы». Цель создания клубов была преднамеренно широкой – это охват групп по профессиональным признакам, семей, это клубы инвесторов, ассоциаций фанатов, при этом названо далеко не все.

    Не требуется специальных программ или особых технических знаний и умений. Просто выбери категорию, скажи, хочешь ли ты быть внесен в список или нет, и ты в клубе. Оказывается помощь в том, как создать определенный клуб, послать сообщение или фото, и другая организационная помощь. Клубы организованы с полным набором коммуникативных средств, включая доску посланий, чаты, фотоальбом, e-mail, выход в Сеть и «ленту» клубной деятельности.


    Как появилось сетевое общение

    Когда Ховард Рейнгольд, автор книги «Виртуальное сообщество» (The Virtual Communiti, 1993, Harper Collins), впервые писал о перспективах интернет-общения и его мощном рыночном влиянии, он уже понимал, что вся эта замечательная система на самом деле работает среди людей, которые никогда не встречались лицом к лицу. И хотя виртуальное общение кажется полным внутренних противоречий, многие новаторы все время стараются сделать общение реальным с тех пор, как появилась книга Рейнгольда.

    Первые случаи общения через Сеть появились среди ученых, исследователей, которые использовали Интернет, чтобы поделиться информацией и обменяться посланиями. Самой старой и самой известной является система общения The Well, основанная в 1985 году в Сан-Франциско. Сущностью некоммерческой системы The Well является то, что это группа профессионалов, которые запрашивают информацию по специфическим темам и получают помощь от других членов. The Well нигде так быстро не выросла бы, как в Интернете.

    Система общения The Well, имея первоначально в своем штате десяток сотрудников, проводила незначительный маркетинг, и ее операции не имели ни прибыли, ни убытка. Система находится в постоянном состоянии роста и развития, и, по мнению руководства компании, главный результат ее работы – дружеские связи между колегами. Компания поддерживает свой бизнес за счет ежемесячных членских взносов пользователей – членов The Well. Пока компания не сильно вовлечена в коммерцию, но тем не менее ее члены являются авторами книг и статей на профессиональные темы. Компания The Well в 1998 году слилась с компанией Salon.com.

    Где общение, там и коммерция

    Конечно, там, где есть общение, всегда есть потенциальная возможность коммерции. Те сетевые предприятия, которые отвечают потребностям членов своих сообществ и в общении, и в коммерции, будут иметь наибольший успех.

    Зачем люди приходят общаться в сеть?

    Покупатели и бизнесмены нуждаются в определенных сетевых структурах для общения и торговли. Это могут быть:

    1. Торговые операции. Сообщества, организованные вокруг торговых операций, объединяют людей, которые хотят что-то покупать или продавать, будь это товары, услуги или информация. Например, Wine.com продает вино, а eBay привлекает миллионы людей покупать или продавать коллекции или что-нибудь подобное. Никто из них не является ни производителем, ни розничным продавцом. Просто они создают основу для облегчения связи продавца и покупателя. Подобные структуры имеют высокую деловую ценность и низкое межличностное общение. Исключением здесь, возможно, является Amazon.com, которая не только имеет деловую ценность, но и достаточно большую степень общения со своими постоянными потребителями. Постоянные пользователи поддерживаются дополнительными рекомендациями в сфере их интересов. Если требуется, то может быть сообщен адрес, где можно достать новые товары.

    2. Собрания по интересам. Сюда люди приходят потому, что имеют общие интересы. Например, Garden.com дает возможность ее членам обмениваться информацией по любым темам, связаным с огородничеством, от советов по растениям до советов по дизайну ландшафта, предоставляет e-mail по проблемам болезней растений, 24-часовой чат по тем же самым темам и покупку сельскохозяйственных товаров от внешних торговцев. Еще один пример «собрания по интересам» – вышеупомянутый Salon.com, штаб-квартира которого находится в Сан-Франциско. Интернет создает демографически нацеленные сайты и множество общений в режиме online, чтобы привлечь как можно больше рекламы и партнеров по электронной торговле. Бизнес-разновидность включает и HR.com (поиск профессионалов). Хорошим примером объединения может служить MarthaStuartLiving.com, которая обладает большим количеством полезной информации по домашним делам, такой как кулинария, ремонт помещений, «сделай сам» и т. д. Имеется даже клуб по интересам для пользователей Windows-2000.

    3. Сообщества по оказанию помощи и установлению дружеских отношений. Эта работа концентрирует пользователей, имеющих какой-то полезный опыт и готовых им поделиться в режиме online. Например, зарегистрированные члены Web MD или Dr.koop.com могут получить медицинскую информацию, пользуясь чатами, почтой, или найти помощь на сайте. Другие общения, развивающиеся в этой области, служат для чисто женской или мужской аудитории. Например, у женщин имеется iVillage.com. А те, кто сейчас в преклонном возрасте, обслуживаются Third Age.com, одним из главных порталов, удовлетворяющих запросы возрастающего количества пожилых людей.

    4. Развлечения. Спорт, компьютерные игры и т. д. ESPN (сейчас является частью Go.com) предлагает своим членам последние новости спорта, а также возможность играть или даже принимать участие в соревнованиях виртуальных команд по Сети. Другими крупными структурами, имеющими в Сети свои сайты, являются Fox Sports и CBSS portsline. Эти сайты имеют высокую интерактивность среди своих членов, но слабое коммерческое приложение. Сайты наподобие Yahoo! Excite и Netscape предлагают сейчас достаточное количество новостей спорта, как международных, так и местных. Yahoo! даже предлагает своим пользователям организовать свои собственные виртуальные спортивные команды. Другие предлагают более узкоопределенные сайты, такие как GaySportCentral, дают пользователям особую спортивную информацию, посвященную геям и лесбиянкам. Для информации только по развлечениям имеются сайты типа NY Theatre.com, некоммерческий сайт, посвященный театрам Бродвея, и Theatre-link.com, который охватывает все аспекты театров в Интернете. На главном сайте Yahoo! имеется много ссылок на собственные и партнерские развлекательные сайты.

    Создавай или покупай

    Менее чем за два года движение интернет-общения в неспешной манере прошло от создания до консолидации в пространстве. И оно прекрасно работает для создателей порталов, подобных Yahoo!.

    Стратегия общения требует работы по постоянному расширению аудитории. Компания Yahoo! уже имела опыт работы по созданию общения, с тех пор как летом 1998 года создала Клубы. В январе 1999 года компания приобрела GeoCities, которая в состоянии принимать одновременно 3,5 миллиона пользователей.

    Как говорит Эми Сахароу, аналитик Jupiter Communications (сейчас это часть Media Metrix), консолидация была предрешена, поскольку компании, которые зависят только от одной из форм технологии и услуг, таких как создание сайта или чата, «не могут иметь самостоятельной бизнес-модели. Те, кто предлагает только средства общения, быстро утрачивают самостоятельность – их покупают или присоединяют» (Newsbytes News Network, 28 января 1999 года). Media Metrix объявила, что Yahoo!/GeoCities сможет привлечь более чем 82 % всех веб-пользователей.

    Менее чем через год компания Yahoo! укрепила свои системы общения, купив eGroups, которая намеревалась создавать эти системы самостоятельно. Таким образом, произошло слияние 17 миллионов членов и 800 тысяч активных e-mail-групп со 145 миллионами членов Yahoo! – сообщества. Вдобавок к большому числу своих членов Yahoo! приобрела много новых профессиональных групп. Относительно слияния компаний Джефф Маллет сказал, что добавление eGroups-технологий усиливает коммуникативные услуги для постоянных пользователей Yahoo! и дает им большие возможности работы с прочими посетителями сайта.

    Мысли по поводу создания интернет-сообществ

    Неоспорим факт, что интернет-общение и работа по созданию интернет-сообществ будет, по крайней мере в ближайшие несколько лет, настоящей битвой, а вновь приходящие будут изо всех сил толкаться локтями, чтобы пробиться на этот рынок.

    • Создавай новые технологии для блага пользователя. Дальше пользователь будет наполнять вашу структуру своим личным содержанием. А когда структура сформируется окончательно, имейте в виду, что:

    • вы больше не контролируете сообщество. В один прекрасный момент создатель структуры обнаруживает, что сообщество контролирует не он, а его пользователи. Так, Yahoo! GeoCities позволяет своим пользователям создавать свои собственные сообщества. А как только это сообщество начинает процветать:

    • начинайте его поддерживать. Находите способы, чтобы пользователи встречались, обменивались интересами и развивали коммерцию.

    Yahoo! весьма успешно создала информационную модель в режиме онлайн как для потребителя, так и для делового сообщества. Пока компания не занимается формированием ее содержания, как, например, AOL и MSN, она выступает в роли игрока первой линии. Сейчас в роли нового игрока оказалась компания Martha Stewart.com, которая взяла уроки модели общения и прекрасно применила ее у себя. Вот что сообщили эксперты по экономике Стэси Бресслер и Чарльз Грэнтэм в своей книге «Торговые сообщества» (Communities of Commerce, Mc Graw-Hill, 2000), которая дает подробное описание революционной формы бизнеса: «Лучший пример этой модели будущего дает Martha Stewart.com. Компания начала свою работу на очень маленьком участке и нацелилась на очень узкую нишу – детские погремушки. Стюарт была весьма проницательна, чтобы оценить богатство этой рыночной ниши. Ее первая атака на этой части рынка произошла в рамках небольшой телевизионной передачи, которая постепенно распространилась на всю ночь. Ее брэнд был заявлен. Совсем недавно она вышла на публичную арену и организовала торговое сообщество в Интернете».

    В 1999 году при финансовой поддержке ряда крупных бизнесменов Марта Стюарт разработала свой брэнд. Деньги предприимчивых людей были поставлены на информационную модель, «как наиболее успешную модель ближайшего десятилетия. Марте Стюарт удалось создать коммерческое сообщество, объединить его с телевидением, печатью, Интернетом и привлечь инвестиции наиболее продвинутых людей из делового мира». Бресслер и Грэнтэм говорят, что «будущее за теми, кто признает деловое общение онлайн и принимает ведение бизнеса на этой основе». И последнее слово предостережения: «Тех, кто не идет этим путем, ожидает мрачное будущее».







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх