|
||||
|
Глава 2Люди прежде технологий, общество прежде компьютеров Это не о технологической ерунде, это личноеЕжегодно появляются сотни миллионов новых веб-страниц, и эта цифра возрастает в три раза каждый год. Итак, как же Yahoo! удерживает лидерство во всевозрастающей информационной среде, называемой Интернет, служа проводником человеческого общества по информационной магистрали? Нет, здесь речь не пойдет о технологиях. Поисковая система Yahoo! не является ни самой быстрой, ни в какой-то степени даже лучшей – хотя, возможно, большинство пользователей будут оспаривать это. Однако создается ощущение, что Yahoo! – это лучшее. Несколько лет назад даже Тим Кугл думал таким образом. Однажды на какой-то промышленной конференции он был крайне удивлен, услышав, как один из конкурентов хвастался, что поисковая система его компании на несколько секунд быстрее, чем Yahoo!. И сразу же поймав Джерри Янга, он попытался выяснить, правда ли это (Fortune, 2 марта 1998 года). Конечно, это было так. Янг знал, что это правда, но это мало его заботило. Кугл в конце концов пришел к пониманию этого. Дело в том, что, является ли Yahoo! самой быстрой программой или нет, все больше людей каждый месяц обращаются к Yahoo! в большей мере, чем к AOL или любой другой системе, потому что любители Интернета не могут быть технарями и создавать его сами. Миллион новых пользователей ежегодно входит в Интернет и все время возвращается на одни и те же сайты. Это общение умов, расцвет человеческого общения. Война поисковых систем, обратившаяся теперь к порталам, идет не за скорость, а за сердца и умы пользователей Интернета (более известно общение умов), за победу над такими конкурентами, как Lycos, Excite, Infoseek и AOL. Как работает Yahoo!?Yahoo! начиналась с четырех человек: Янга, Фило, Маллета и Кугла. Казалось, что у них было естественное ощущение, что Интернет станет средой для всемирного общения людей. Идея всемирного общения возникла на заре создания компании. У Фило было внутреннее чувство, что уж лучше бы Yahoo! была обычным интерфейсом Web, чем простым справочником, поисковой системой или безжизненной частью технологий (Fortune, 6 марта 2000 года). Как говорит Тим Кугл, компания тратит много времени, пытаясь найти все новые способы, как лучше удовлетворить запросы пользователей. Надо иметь огромное желание выжить, если в полной мере осознаешь, как часто меняется происходящее в Сети. Прежде всего имеется набор операций для работы. Цель – создать сайт, на котором пользователь захочет оставаться. Назовем его общением. Существенной частью успеха Yahoo! является концентрация внимания на запросах человека. И это работает. Ценное предложение № 1: Человеческий факторЛюди привлекают других людей полезной информацией, которую они находят, обрабатывают и организуют. Yahoo! предлагает интуитивно понятный, удобный для пользователя онлайновый сетевой справочник, содержащий обобщенную информацию, услуги для связи, поддержку пользователя и общения. Справочник включает иерархический предметный указатель веб-сайтов, что дает возможность пользователю получать необходимую информацию, а также служит для нахождения межтекстовых связей, включенных в указатель. В Интернете среди пяти главных факторов успеха находятся технология и управление потребительскими связями (CRM). Ключом к успеху в CRM является взаимодействие с пользователем и обслуживание потребителя. Можно иметь высокоскоростные технологии наподобие, скажем, Excite, Northern Lights или Google, но все же не охватывать настолько много людей. Сохраняя простоту и доступность, компания удерживает постоянное внимание пользователей на своих сайтах. Главное внимание компания концентрирует на потребителе. Не так уж много компаний нового типа это понимают. К ним относится Майк Пусатери, глава маркетинга и интернет-продаж в Marriott International. Он один из немногих, понимающих в этом деле, сразу уловил действительное значение Интернета. Он понимает цену привлечения потребителей. «Интернет состоит из услуг, а именно предоставления услуг потребителям как можно быстрее, удобнее, с удовлетворением личных потребностей пользователя. Предоставление услуг – это бизнес компании Marriott. У нас в собственности, кроме услуг, нет ничего; даже кирпич, из которого построены наши офисы, нам не принадлежит» (Билл Гейтс. «Бизнес со скоростью мысли»). Ценное предложение № 2: Фактор содержанияЕще одной важной составляющей, предлагаемой Yahoo! является набор текущей и справочной информации от ведущих провайдеров, включая новости в реальном времени, полученные из многочисленных источников, в том числе Reuters New Media, Associated Press, Deutsche Press Agenture и Agence France Presse, подборка цитат (Reuters), объединенные, заслуживающие внимания доклады (Zacks), радионовости (National Pablic Radio), холдинговый фонд (CDA/Wiesenberger), экономические отчеты (Forbes.com, The street.com, The Motley Fool), спортивные итоги (ESPNsports ticker), спортивные комментарии (The SportingNews), трудовая занятость (Wall Street Jornal), информация о погоде (Weather news, Inc. и Weather Channel) и сплетни индустрии развлечений (E! Online). Yahoo! создает также межтекстовые ссылки на веб-сайтах, отображая текущие события и издания по интересам, такие как выборы, праздники, политические выпуски, прогноз погоды, выполненные в тематическом формате и обновляющиеся регулярно на последний день. Текущие предложения включают аукционы, «желтые страницы», карты, указания дорожного движения и реестр объявлений о продажах и покупках, а также о спросе и предложении на работу. Yahoo! стала ведущей и неотъемлемой частью Интернета. Yahoo! обслуживает интерактивные чаты, страницы и доски посланий, члены поисковой системы Yahoo! могут общаться друг с другом так же, как и по Сети. Yahoo! создала сообщество участников, зарегистрированных в компании. Компания постоянно предлагает более десятка зарегистрированных услуг для своих членов, включая Yahoo! – покупку, Yahoo! – торги, Yahoo! – клубы, Yahoo! – адресные книги, Yahoo! – календарь, Yahoo! – почту, Yahoo! – страницу, Yahoo! – чат, Yahoo! – доску посланий. Список можно продолжать до бесконечности. Ценное предложение № 3: В2В-факторВ добавление к сказанному компания имеет так называемую В2В стратегию [2], чтобы создавать в Сети рыночные места для торговли. Через союз торговцев Yahoo! предлагает своим членам возможность покупать товары и получать услуги. Это могут быть книги (Amazon.com), музыка (CDNow), автомобильное обслуживание (Microsoft Car Point and Autoweb), ипотечное обслуживание (E-Loan), брокерские услуги (E*Trade, Discover), традиционная служба общения (AT&T), унифицированные послания (JFAX), электроника (Value America), спорт (Genesis Direct) и подписные журналы (Electronic Newsstand). А с приобретением Viaweb компания создает полное обслуживание торговцев, желающих связаться с миллионами пользователей компании Yahoo! (Form 10K Annual Report 32.12.1998). Концентрация внимания пользователя на домашней страницеЕсть два пути для того, чтобы получить нужную информацию на веб-сайте компании. Один из них – полные текстовые поисковые системы, которые используют набор автоматических методов, чтобы помочь пользователям сориентироваться и найти то, что нужно. Пользователь приходит на сайт, набирает в поисковой строке какое-то слово или фразу, а более продвинутые пользователи набирают определенную цепочку слов (метод, известный как Boolean-поиск). Поисковая система определяет индекс текстовых документов, которые были выбраны специальной автоматической программой, которая собирает информацию на сайтах по всей Сети. Это немного напоминает пропускание вещества через гигантскую воронку с различными фильтровыми ячейками. Вам придется вытягивать информацию, сужать фокус поиска и в конце концов получить как раз тот самый сайт, который подпадает под ваше описание. Решение, предлагаемое системой Yahoo! - начать с определения понятия в указателе сайтов, организованном на иерархической основе предметов, или тематического поиска. В декабре 1998 года Yahoo! создала реестр 1 200 000 веб-сайтов по следующим 14 основополагающим категориям: искусство и общество; бизнес и экономика; компьютеры и Интернет; образование; развлечения; правительство; здоровье; новости и средства массовой информации; спорт и отдых; справочные материалы; регионы; наука; общественные науки; общество и культура. Далее веб-сайты подбирают под наименования в рамках этих главных наименований по иерархическому принципу. Пользователи могут либо просто просмотреть реестр наименований, либо использовать систему быстрого поиска по ключевому слову, которая сканирует содержание всего указателя в системе Yahoo! К базовому реестру веб-сайтов прилагается краткий описательный комментарий. С точки зрения сотрудников издательства компании, особые символы, используемые для поиска в реестре, создают уникальные возможности при тематическом поиске. Yahoo! использует также результаты сетевого текстового поиска из поисковой системы Google. Эти результаты интегрируются с Yahoo! – указателем поиска так, чтобы сетевой текстовый поиск мог быть представлен в соответствующем реестре Yahoo! – указателя. Итак, читатель не ограничивается только лишь знаниями издательской группы одной системы, информация увеличивается с помощью умных технологий автоматических поисковых систем. Например, можно найти таблицу типа раздела «Содержание» в книге, в которой представлены интересующие пользователя понятие и тематика. Это позволяет пользователю искать по содержанию и подбирать интересные для него сайты. Этот путь аналогичен фильтрации через воронку. Очевидно, что большинство издателей строят сайт именно таким образом. Итак, в системе Yahoo! вы найдете за работой множество пользователей, отбирающих и распределяющих сайты по категориям. Сохраняем простоту и доступность – увеличиваем численность пользователейИтак, каким образом высокие технологии служат обычному человеку? Ответ: на первом месте – человек, а технологии – на втором. Звучит несколько абсурдно для компании, которая на высоких технологиях специализируется. Что ж, возможно. Базовые принципы Yahoo! в этом вопросе, по-видимому, таковы: сохраняем простоту и доступность для пользователя. В этой простоте скрыта глубокая мудрость. А исходя из количества пользователей вебсайтов, наверное, следует добавить: сохраняем простоту – увеличиваем численность пользователей. Зачем нужна простота?Какая бы ни была стратегическая основа компании, ее создатели, по-видимому, знают, что нужно обычным людям. С самого начала и вплоть до последнего момента Yahoo!-сайт содержит значительно меньше графиков и не создает ощущение сложности по сравнению с другими порталами. Реальность Интернета такова, что далеко не у каждого дома имеется наиновейший, супермощный, многозадачный, высокоскоростный и т. д. компьютер. А информационные страницы Yahoo! приходят быстро и без каких-либо сбоев, звонков и свистков. Что означает: система загружается быстро и выглядит как хороший, старомодный, уютный коврик. Ясно, просто и доступно. Придя в штаб-квартиру компании, вы увидели бы несколько сотрудников за рабочими столами да пару-тройку компьютеров, а не нагромождение серверов. Когда живой человек соприкасается с холодным металлом и абстрактными информационными категориями – подборкой цитат, картами, системой поиска работы через Интернет, торгами, «желтыми страницами» и другой информацией, – на Yahoo! он чувствует себя как дома. «Это похоже на обслуживание по принципу онлайн» (Fortune, 2 марта 1998 года).
Через несколько лет, когда более 70 % людей смогут иметь доступ в Интернет и просматривать сайты на маленьких экранах своих мобильных телефонов, сложным сайтам, снабженным графиками, будет трудновато удержать внимание потребителя и тем более сделать его регулярным посетителем сайта. Рукотворные иерархииВ 1997 году Роберт Рейд в своей книге «Архитекторы Сети» заметил, что иерархия в системе Yahoo! является инструментом, созданным руками человека. Рубрики подбирают сотрудники компании, а не компьютер. Сайты, наполняющие рубрики, связаны между собой человеческой логикой, а не определенным компьюьерным алгоритмом. Другими словами, эта медиа-компания, работающая в режиме онлайн, пользуется услугами штата редакторов, наподобие старомодных медиа-гигантов. Ясно, что Yahoo! – это продукт интенсивного труда. Но кроме того, Yahoo! – справочник, где информация подобрана на основе человеческих предпочтений, – и это временами создает почти фантастический эффект. В этом суть уникальности Yahoo! и, скажем прямо, гениальности ее владельцев. Не такая уж это ценность: предоставить информацию, которую многие находят интересной; теленовости делают то же самое. Телефонные книги, бесчисленные веб-сайты угождают интересам определенных групп… Но Yahoo! в состоянии выстроить интуитивные пути, которые, возможно, будут единственными или в какой-то момент важными для людей, ищущих информацию. Упростите пользователю вход в ИнтернетЕще одним важным принципом Yahoo! является концентрация внимания компании на потребителе, на пользователе сайта. Это было одной из причин, почему в январе 1998 года Yahoo! заключила союз с MCI Communications (сейчас World Com), чтобы предложить Yahoo! online, поддержанную MCI Интернетом. Новая услуга была нацелена на пользователя, впервые обратившегося к Интернету. Как Джефф Маллет рассказывал репортерам, эта услуга была наиболее легким способом подключиться к Интернету, и она была разработана, «чтобы предоставить пользователям наилучшую и легкую связь с Интернетом». По мере того как Всемирная паутина становится частью основного потока культуры, Yahoo! продолжает расти и меняться. В 1998 году Yahoo! уже начала свое преобразование из простой поисковой системы в глобальный медиа-портал. Сегодня «raison d'еtre» компании – «стать единственным местом в Сети, где любой желающий найдет что угодно и свяжется с кем угодно. Такая концепция обращена к людям, и я полагаю, что именно в этом ответ, почему Yahoo! уже сейчас является частью жизни столь многих людей» (Yahoo! Ежегодный отчет, 1998 год). Базовые принципы заманивания людей в сеть Примечания:2 B2B – business to business, сделки типа «бизнес-бизнес» в отличие от B2C – business – to consumer, или «бизнес-потребитель». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|